Средний танк Т-28

Средний танк Т-28

СССР

t-28_14.jpg

В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода "Большевик" (бывший Обуховский завод) в Ленинграде, возглавляемый Н.В.Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка, предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый прототип нового танка был выведен на заводские испытания. В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ. Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой для того времени; для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем, при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и в силовой установке. В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик" (выделенного в 1932 году в самостоятельный завод N 174 им. К.Е.Ворошилова) программой выпуска танка Т-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено заводу "Красный путиловец" (с 1934 года - "Кировский завод").

Проектная документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года. Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов. Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года -А.Г.Ефимов. Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года, после ареста О.М.Иванова, начальником СКБ-2 стал 29-летний Ж.Я.Котин. К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 1 2 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде в Москве, а два - в Ленинграде. 11 августа 1933 года танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28. Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа.

При сохранении общей компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус, конструкция которого стала сварной. В главной башне измененной формы с развитой кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку. Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное отделение. Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения. Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10. С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80 мм, а бортовых и кормовых - до 40 мм. Масса такого танка, получившего индекс Т-28Э (экранированный), возросла до 32 т. И, наконец, в 1940 году были выпущены танки последней серии, имевшие главные башни конической формы. Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например, главная башня (как цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин были одинаковые. В некоторых источниках фигурирует иное количество выпущенных машин - в частности 603, что маловероятно.

Приведенное здесь число - 503 единицы лучше соотносится с данными о количестве находившихся в войсках машин. В книге "Оружие Победы" (М.: Машиностроение, 1987г.) говорится о 523 выпущенных Т-28. Однако для советской статистики расхождение в 20 машин можно принять как допустимое. Корпус танка представлял собой коробку, собранную из катаных броневых листов, сваренных между собой встык. Передняя часть корпуса была скошена - для увеличения обзора механика-водителя и уменьшения мертвого пространства перед танком. На стыке верхнего переднего наклонного листа, лобового вертикального и днища вваривались угольники, придававшие лобовой части корпуса необходимую прочность. Сверху к переднему наклонному листу приваривались две вертикальные стенки верхней части кабины механика-водителя. Спереди кабина закрывалась дверкой на петлях, которая откидывалась вперед при помощи двух рукояток изнутри. В дверке имелся откидной щиток на шарнирах с узкой прорезью, прикрытой триплексом. Сверху над дверкой - откидная крышка на петлях для посадки механика-водителя.

Снаружи напротив боевого отделения к стенкам корпуса крепились с каждой стороны ящики для приборов дымопуска. Днище корпуса имело восемь люков в моторно-трансмиссионном отделении, предназначенных для доступа к агрегатам, слива бензина и масла. Еще по шесть круглых отверстий с каждой стороны для прохода и крепления свечей амортизаторов размещались в выступающей части днища. Верх моторного отделения - съемный, с откидной на петлях крышкой (для доступа к двигателю). В середине крышки - отверстие, над которым устанавливался колпак воздухозаборника. Справа и слева расположены жалюзи для впуска охлаждающего воздуха к радиаторам. За моторным отделением на крыше корпуса имелись два круглых отверстия для крепления патрубков выхлопных труб и отверстия под болты глушителя. Над отделением трансмиссии - съемный наклонный лист брони с круглым отверстием посередине для крепления диффузора вентилятора. Боевое отделение отгорожено от моторного перегородкой, с квадратным отверстием для доступа к двигателю. Два круглых отверстия в бортах корпуса предназначались для доступа к приборам дымопуска. К днищу корпуса вдоль моторного отделения была приварена рама двигателя, первичной передачи вентилятора и КПП. Рама для прочности укреплялась двумя подкосами с каждой стороны; последние одновременно служили опорой для радиаторов. Справа и слева от подмоторной рамы в отделении трансмиссии располагались вертикальные ниши для бензобаков. Главная башня - сварная, эллиптической формы, с развитой кормовой нишей. В задней стенке - круглое отверстие (на машинах ранних выпусков - вертикальная щель, закрытая заслонкой) для шаровой установки пулемета. На стенке ниши размещалась радиостанция. В крыше башни имелись два люка - круглой и прямоугольной формы (на машинах первых выпусков - один общий прямоугольный люк). Впереди люков - отверстия: два для закрытых броневыми колпаками перископических приборов и одно - для вывода привода к радиоантенне. На правой и левой стенках башни имелись круглые отверстия с задвижками изнутри для стрельбы из личного оружия, а выше и несколько впереди - смотровые щели с триплексами.

Главная башня оснащалась подвесным полом, приподнятым над днищем корпуса. Пол крепился четырьмя кронштейнами к погону башни. Стойки сидений наводчика и командира имели снизу по 6 гнезд каждая для размещения снарядов. Между сиденьями была установлена стойка с 8 гнездами (на машинах первой серии - с 1 2 гнездами) под снаряды и шесть магазинов к пулеметам. Сиденье заряжающего (он же - радист) - откидное, крепилось шарнирно на задней стойке пола. Пол был прикрыт сверху резиновым рифленым листом. Обе малые башни одинаковы по своему устройству - круглые, с выступом в передней части для шаровой установки пулемета ДТ. Различались между собой только расположением смотровых щелей. Первоначально танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 ("Кировская танковая") обр. 1927/32 г., в установке которой использовалась качающаяся часть 76,2MM полковой пушки обр. 1927 г. со следующими изменениями: укорочена длина отката с 1000 до 500 мм, увеличено количество жидкости в накатнике с 3,6 до 4,8 л, усилены салазки путем утолщения их стенок с 5 до 8 мм, введен новый подъемный механизм, ножной спуск и новые прицельные приспособления, удовлетворяющие условиям работы танкового экипажа.

       Основные данные орудия Т-28

калибр 76,2 мм
полная длина ствола 16,5 калибров
масса снаряда 6,5 кг
начальная скорость снаряда 381 м/с
макс. угол возвышения +25°
макс. угол склонения 5 °
масса качающейся части 540 кг

Пушка была установлена в маске и имела телескопический и перископический прицелы. Телескопический прицел обр. 1930 г. располагался слева от пушки. Перископический прицел обр. 1932 г. был установлен на крыше башни с левой стороны и соединялся с пушкой "приводом к перископу". Кроме этих прицелов в крыше башни с правой стороны, симметрично с перископическим прицелом, располагалась командирская панорама. В 1938 г. танк получил 76,2-мм танковую пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с. Пулемет ДТ ("Дегтярев танковый") калибра 7,62-мм устанавливался в шаровом яблоке справа от пушки. Угол его горизонтального обстрела +/-30 ° , угол возвышения +30 , снижения -20 . Для стрельбы назад в нише башни имелась шаровая (на танках ранних выпусков - бугельная) установка для запасного пулемета ДТ. С 1939 года по приказу Наркома обороны К.Е.Ворошилова пулемет в нише должен был располагаться постоянно. Эти пулеметы прозвали "ворошиловскими". Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165 °. На танках последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным для стрельбы по воздушным целям коллиматорным прицелом.

Боекомплект танка Т-28 состоял из 69 снарядов для 76,2-мм пушки и 126 пулеметных магазинов (7938 патронов). На танках Т-28 всех серий устанавливался 4-х тактный 1 2-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель М-17Л. Эксплуатационная мощность двигателя - 450 л.с. при 1400 об/мин. Степень сжатия - 5,3, сухая масса двигателя - 553 кг. В качестве топлива использовался бензин марок Б-70 и КБ-70. Топливных баков - два, емкостью по 330 л каждый. Подача топлива - под давлением, бензопомпой. Масляный насос - шестеренчатый (на танках первой серии - поршневой). Карбюраторов - два, типа КД-1. Охлаждение двигателя - водяное, принудительное; емкость радиаторов 96-100 л. На машинах первой серии радиаторы имели разное число секций. Зажигание - от магнето. На танках первой серии - "Сцинтилла"; на последующих - магнето "Электрозавода". Трансмиссия состояла из главного фрикциона (ГФ) сухого трения, пятискоростной КП (пять - вперед, одна -назад), имевшей блокировочное устройство, предотвращавшее переключение передач при невыключенном ГФ, многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач. Тормоза - ленточные с обшивкой ферродо (кроме танков первой серии).

Подвеска танка - блокированная, состояла (применительно к одному борту) из двух подвешенных к корпусу тележек. В каждую тележку входили три каретки, связанные между собой рычагами, а каждая каретка в свою очередь включала две пары катков, соединенных между собой балансиром. Все каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами. Наибольшая нагрузка на пружину в средних катках от собственной массы танка достигала 1 950 кг. Наружный диаметр катка - 350 мм. Число поддерживающих катков на каждой стороне -по четыре спаренных, с резиновыми бандажами, диаметром 280 мм. Ведущие колеса цевочного зацепления с диаметром делительной окружности 720 мм и 17-ю зубьями, расположены сзади. Зубчатые венцы - съемные. Направляющие колеса - литые со стальным штампованным ободом и резиновым бандажом. Наружный диаметр колеса - 780 мм. Натяжное приспособление - винтовое, с помощью кривошипа. Гусеница длиной 15800 мм состояла из 1 2 1 стального литого трака. Ширина трака - 380 мм, длина - 170 мм, шаг гусеничной цепи - 1 30 мм. Схема однопроводная, напряжение - 1 2 В, за исключением стартера (24 В). Начиная с машин второй серии, напряжение в 24 В и у мотора вращения главной башни.

Мощность генератора 1000 Вт. Освещение: 2 передних фары, 2 задних сигнальных фонаря, 3 лампочки щитка водителя, 2 переносных лампочки, 6 штепсельных розеток (3 в главной башне, по одной - в малых и одна в отделении трансмиссии), 4 плафона (2 в главной башне и по одному - в малых), гудок "ЗЕТ" вибраторного типа. На танках Т-28 первоначально устанавливалась радио-станция 71-ТК-1. Начиная с 1935 года ее сменила радиостанция 71-ТК-З с двумя вариантами питания: умформерным и батарейным. 71-ТК-З - наиболее массовая танковая радиостанция довоенных лет. Это была специальная приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией, работающая в диапазоне частот 4-5,625 МГц, которая обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянке до 30 км, а телеграфом на стоянке - до 50 км. Масса радиостанции без антенны - 80 кг. Для внутренней связи в танке имелся танкофон на 6 человек. На машинах первой серии устанавливался прибор типа "Сафар". Стационарное противопожарное оборудование состояло из баллона с четыреххлористым углеродом емкостью 3 л, установленного сверху на стенке под правым радиатором. Кнопка для тушения пожара - у водителя. Кроме стационарного имелось еще два ручных баллона. Танк оборудовался также двумя приборами дымопуска ТДП-3, размещенными по бортам в специальных броневых ящиках.

    
Фотографии Средний танк Т-28