Средний танк Somua S35

Средний танк Somua S35

Франция

somua_s35_006.jpg

Фото Средний танк Somua S35

Средний танк Somua S35 был разработан фирмой Somua в 1934—1935 годах в качестве основного танка бронетанковых частей кавалерии, из-за чего в литературе порой классифицируется, как «кавалерийский» или «крейсерский» танк. Первые предсерийные S35 были выпущены в 1936 году, а его массовое серийное производство началось с 1938 года и продолжалось вплоть до капитуляции Франции в июне 1940 года. Всего было выпущено 427 танков этого типа.
На момент начала Второй мировой войны, S35 являлся одним из наиболее современных и боеспособных танков французской армии и активно использовался ею во время германского вторжения в 1940 году. После капитуляции Франции, 297 танков S35 были захвачены Германией. В вермахте S35 использовались вплоть до 1944 года, в основном на второстепенных театрах военных действий и в качестве учебно-тренировочных машин. Кроме того, незначительное количество S35 было поставлено союзникам Германии. Некоторое количество танков этого типа применялось также войсками правительства Виши в Северной Африке, а позднее — войсками «Свободной Франции», в том числе в 1944—1945 годах. Уцелевшие к концу войны S35 были сняты с вооружения в первые послевоенные годы.

Первоначальное техническое задание на AMC (будущий S35), выданное кавалерией в январе 1932 года, предполагало создание машины, имевшей массу 7,5 тонн, вооружённой 47-мм пушкой и 7,5-мм пулемётом, развивающей максимальную скорость в 30 км/ч. Экипаж должен был состоять из трёх или четырёх (в случае наличия кормового водителя) человек. В 1934 году эти тактико-технические требования (ТТТ) были изменены — теперь поставленным перед кавалерией задачам соответствовал уже 13-тонный танк, с толщиной вертикального бронирования 40 мм, средней скоростью движения 30 км/ч и запасом хода 200 км. Это изменение застало врасплох фирму «Рено», ещё в 1933 году создавшую AMC 35, прототип танка по спецификации AMC — изменившимся ТТТ танк уже не удовлетворял, прежде всего по толщине бронирования. Поэтому его производство ограничилось приблизительно 100 единицами. В поисках выхода из ситуации кавалерийское руководство обратилось к фирме Société d’outillage mécanique et d’usinage d’artillerie (SOMUA), дочернему предприятию компании Schneider, контракт с которой был заключён в октябре 1934 года. 14 апреля 1935 года был завершён первый прототип танка, получившего обозначение AMC SOMUA Type AC 3. В основу конструкции новой машины легли пехотные танки D1 и D2, а также элементы конструкции чехословацкого LT vz.35, прежде всего подвеска и коробка передач. Испытания прототипа, с балластным грузом вместо на тот момент не изготовленной башни, продолжались с 4 июля по 2 августа 1935 года и, в целом, прошли успешно, однако в заключении об их итогах отмечалась необходимость доработки моторно-трансмиссионной группы. Вместе с тем, результаты вполне удовлетворили военных-кавалеристов, выдавших первый заказ на производство танков ещё до окончания дополнительных испытаний. 4 августа прототип был возвращён на завод для доработки и устранения выявленных недостатков. С 15 октября по 17 декабря прошёл второй этап испытаний, выявивший необходимость новых доработок. Дополнительные испытания и доработка прототипа продолжались до марта 1936 года, и только в 1938 году танк был окончательно «доведён» и принят на вооружение под официальным обозначением Char 1935 S.

Первый заказ на 50 единиц S35 был выдан SOMUA летом 1935 года, ещё до завершения испытаний первого прототипа. За исключением первых четырёх машин, серийные танки отличались от прототипа увеличенным диаметром погона башни, что обеспечивало большую стойкость к попаданиям снарядов и давало необходимое внутреннее пространство для радиста, когда он действовал в роли заряжающего. Производство этой серии было завершено к 26 марта 1936 года, но войсковая эксплуатация выявила многочисленные проблемы с надёжностью танков, для устранения которых требовалось вносить изменения в конструкцию. Первоочередным доработкам подверглись система охлаждения двигателя, трансмиссия и ходовая часть.
Планы закупки вооружений на 1936 год предусматривали закупку ещё 600 новых танков, что позволило бы укомплектовать три лёгких механизированных дивизии. Однако из-за высокой цены танка S35 заказ пришлось сократить вдвое — до 300 единиц. К 1 сентября 1939 года было выпущено 270 танков, но с началом Второй мировой войны последовали новые срочные заказы, и темпы производства резко ускорились. С целью заменить H35 в лёгких механизированных дивизиях, был выдан дополнительный заказ на 100 танков, к концу года увеличившийся до 324 машин, включая 50 танков из довоенного заказа. Также планировалось с 451-го серийного танка перейти на производство улучшенной модификации, получившей обозначение S40, но этой цифры так и не удалось достичь, даже несмотря на то, что с января 1940 года выпуск танков вёлся с опережением графика в среднем на треть. Чем хуже становилось положение французских войск на фронте, тем более широкий спектр мер принимался для обеспечения увеличения выпуска танков. Была даже послана комиссия в США с предложением о размещении заказа на 2000 S40 на американских предприятиях, однако ощутимых результатов переговоры не дали. Всего ко времени капитуляции Франции 22 июня 1940 года было выпущено 427 серийных S35. Имеются также данные о производстве некоторого количества S35 уже для немцев, скорее всего, из оставшихся на заводах заделов комплектующих.

S40 должен был стать дальнейшим развитием конструкции S35, часть недостатков которого была бы устранена на новом танке. В первую очередь, S40 предполагал принципиально иную технологию производства и сборки броневого корпуса и башни — вместо скрепления литых деталей болтами вводилась сварка корпуса и башни в основном из катаных бронеплит, что было новшеством для французского танкостроения. Помимо этого, на танк должен был устанавливаться новый дизельный двигатель с рабочим объёмом 13 700 см³ и мощностью 219 л. с. при 2000 об./мин. Ходовая часть также претерпевала ряд изменений — в частности, ленивец для повышения проходимости выносился вперёд и выше по сравнению с S 35. Также добавлялся ещё один опорный каток, работавший только при преодолении танком препятствий. Проблема функциональной перегруженности экипажа танка оставалась нерешённой. Первоначально планировалось, что S40 заменит S35 на сборочных линиях в 1941 году. С началом войны и убыстрением темпов производства, было решено перейти на S40 уже с 451-й серийной машины, однако и этого сделать не удалось, так как к моменту капитуляции Франции были собраны только 427 танков S35.

Машины на базе Средний танк Somua S35

SAu 40 — самоходная артиллерийская установка (САУ) на базе S35. Была разработана фирмой SOMUA в 1935—1937 годах по заказу кавалерии и, наряду с базовым танком, предназначалась для оснащения лёгких механизированных дивизий и поддержки их танков. САУ имела новую верхнюю лобовую часть броневого корпуса, с установленной в ней 75-мм пушкой mle.1929 с ограниченными углами наведения. Также в лобовой части устанавливалась одноместная башенка с 7,5-мм пулемётом.
Первый прототип SAu 40 (на шасси S40) был собран в 1937 году, но орудие для него было готово только к 1939 году. Заказ на серийное производство SAu 40 был выдан в октябре 1939 года, однако число выпущенных САУ неизвестно. Достоверно установлено, что прототип, а по некоторым данным, ещё до четырёх экземпляров SAu 40, был отправлен на фронт в июне 1940 года и использовался в боевых действиях.
Другие проекты САУ на шасси S35, созданные до 1940 года, так и не дошли даже до стадии прототипов. Уже после освобождения Франции, в 1945 году, разрабатывался проект противотанковой САУ на шасси S35, вооружённой 76,2-мм пушкой в легкобронированной открытой сверху рубке. Целью этого проекта, как и ряда параллельно прорабатывавшихся схожих машин на базе других танков, было как можно скорее вооружить французскую армию боеспособной бронетехникой собственной постройки, используя шасси безнадёжно устаревших довоенных танков, однако и этот проект остался лишь на бумаге.
В вермахте, в отличие от большинства трофейной французской бронетехники, S35 для создания САУ не использовался. Основной пошедшей в серию его переделкой стала учебная машина для подготовки механиков-водителей, получившая обозначение Fahrschulwagen mit Somua 35 S (f). Конверсия базового танка заключалась в демонтаже верхней лобовой секции корпуса и установке поручневого ограждения отделения управления. Имеются данные о 60 переоборудованных таким образом S35, однако эта цифра может включать и машины, использовавшиеся в роли тягачей. Помимо этого, в каталогах бронетехники вермахта встречаются упоминания о тягачах и подвозчиках боеприпасов на базе S35.

       Тактико-технические характеристики Средний танк Somua S35

Классификация средний танк
Боевая масса, т 19,5
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
Годы производства 1935—1940
Годы эксплуатации 1935—1946
Количество выпущенных, шт. 427
Размеры
Длина корпуса, мм 5380
Ширина корпуса, мм 2120
Высота, мм 2630
Клиренс, мм 420
Бронирование
Тип брони стальная литая гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 36 / 22°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 36 / 0—90°
Борт корпуса (верх), мм/град. 35 / 22°
Борт корпуса (низ), мм/град. 25+10 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 30°
Корма корпуса (середина), мм/град. 35 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град 25 / 30°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 12—20 / 82—90°
Лоб башни, мм/град. 56
Маска орудия, мм/град. 56
Борт башни, мм/град. 46 / 22°
Корма башни, мм/град. 46 / 22°
Крыша башни, мм 30 / 72—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 47-мм SA35 U 34
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 32
Боекомплект пушки 118
Углы ВН, град. −18…+20
Углы ГН, град. 360
Прицелы телескопический
Пулемёты 1 × 7,62-мм mle.1931
Подвижность
Тип двигателя SOMUA 190CV V8 V-образный
8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 190 при 2000 об./мин.
Скорость по шоссе, км/ч 37
Запас хода по шоссе, км 260
Запас хода по пересечённой местности, км 128
Удельная мощность, л. с./т 9,5
Тип подвески сблокированная по четыре, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2,15
Преодолеваемый брод, м 1,0

Фотографии Средний танк Somua S35

Средний танк Somua S35Средний танк Somua S35Средний танк Somua S35Средний танк Somua S35