Средний танк M46 "Паттон"

Средний танк M46 "Паттон"

США

M46.jpeg

Фото Средний танк M46 "Паттон"

Средний танк M46 "Паттон" — средний танк США второй половины 1940-х годов, названный в честь Джорджа Паттона. Первый танк, созданный в США после окончания Второй мировой войны, M46 был разработан в 1948—1949 годах и представлял собой модернизированный танк M26 времён войны. Средний танк M46 "Паттон" отличался от своего предшественника прежде всего новой силовой установкой и считается первым в линии «Паттонов» — средних и основных боевых танков США, производившихся до начала 1980-х годов, серийно производился в 1949—1951 годах, всего было выпущено 1168 танков этого типа в двух модификациях. Шасси M46 использовалось также при разработке ряда специализированных бронемашин, ни одна из которых не была, однако, запущена в серийное производство. Средний танк M46 "Паттон" активно использовались войсками США в Корейской войне 1950—1953 годов, а также состояли на вооружении американских войск в Европе. До 1952 года M46 являлся основным танком США, но с появлением более совершенного танка M47 «Паттон II», полученного путём установки башни опытного танка T42 на модифицированное шасси M46, был вскоре вытеснен им в войсках и полностью снят с вооружения в конце 1950-х — начале 1960-х годов. На экспорт M46 не поставлялись, за исключением временной передачи 8 танков Бельгии для подготовки экипажей.

       Тактико-технические характеристики Средний танк M46 "Паттон"

Масса,т 43,9
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
Годы производства 1949—1951
Годы эксплуатации 1950 — начало 1960-х
Количество выпущенных, шт. 1168
Размеры
Длина корпуса, мм 6358
Длина с пушкой вперёд, мм 8473
Ширина корпуса, мм 3513
Высота, мм 3178, по зенитному пулемёту
Клиренс, мм 478
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 102 / 46°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 76 / 53°
Борт корпуса, мм/град. 51—76 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 51 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 20 / 62°
Днище, мм 13—25
Крыша корпуса, мм 22
Лоб башни, мм/град. 102 / 0°
Маска орудия, мм/град. 114 / 0°
Борт башни, мм/град. 76 / 0—8°
Корма башни, мм/град. 76 / 0—5°
Крыша башни, мм 25
Вооружение
Калибр и марка пушки 90-мм M3A1
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 50,0
Боекомплект пушки 70
Углы ВН, град. −10…+20°
Прицелы перископический M46, телескопический M46 или T40
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 810
Скорость по шоссе, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 129
Удельная мощность, л. с./т 18,4
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,98
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,6
Преодолеваемый брод, м 1,2

M46 послужил базой для некоторых специализированных машин, но в целом, вследствие сравнительно недолгого периода, в течение которого танк считался перспективным, ни одна из них не вышла за стадию опытного образца, а признанные удачными проекты были переведены на шасси новых танков M47 "Паттон II" и M48 "Паттон III".


Программа создания новой средней самоходной артиллерии, начатая вскоре после окончания Второй мировой войны, также использовала легкобронированное шасси, базировавшееся на узлах M26/M46. Однако прототипы двух САУ были изготовлены только к 1952 году, когда в производство поступил уже M47. САУ имела компоновку с лобовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и размещением совмещённого отделения управления и боевого отделения в поворотной рубке с ограниченными до ±30° углами горизонтальной наводки. Были созданы два варианта САУ, M53 и M55, различавшиеся лишь типом орудия — соответственно, 155-мм пушкой M46 или 203-мм гаубицей M47. Малосерийное производство обеих САУ было начато в августе 1952 года и продолжалось до апреля 1955 года. Оба орудия и боеукладки для них были полностью взаимозаменяемы и с 1956 года большинство M53 были перевооружены в M55.


Бронированная инженерная машина T39 (англ. Engineer Armored Vehicle T39) предназначалась для вооружения инженерных подразделений и обеспечения выполнения ими своих задач в бою, под огнём противника. Работа над T39, первоначально на шасси M26, началась 12 февраля 1946 года, а 21 января 1949 года, в связи с принятием на вооружение M46, была переведена на его шасси. Два прототипа T39 были завершены на Детройтском арсенале в июне и июле 1951 года и прошли испытания на Абердинском полигоне. T39 имела сокращённый до четырёх человек, за счёт ликвидации помощника водителя, экипаж и в целом сохраняла корпус и башню базового танка, но в левом борту башни была устроена дверь для ускорения посадки и высадки экипажа при выполнении им инженерных задач. Место 90-мм орудия в башне заняла 165-мм низкобаллистическая инженерная пушка T156, предназначавшаяся для разрушения укреплений и препятствий, а также иных сооружений и техники, на расстоянии до 900 метров. В танке размещались 26 бронебойно-фугасных 165-мм выстрелов, содержавших 15,86 кг пластичного ВВ, а в освободившемся пространстве в правой части отделения управления перевозились инженерные заряды ВВ. Инженерная машина оснащалась бульдозерным оборудованием и кормовой кран-лебёдкой. Масса машины составила 47 тонн. В 1952 году M46 ещё рассматривался в качестве возможной базы для инженерной машины, но по итогам рассмотрения всех вариантов, для дальнейших работ было выбрано шасси танка M47.


В состав оборудования бронированной инженерной машины по первоначальному плану должен был входить раскладной мост, но проработка проекта показала нецелесообразность такого решения и в 1949 году была начата разработка отдельного мостоукладчика на шасси M46, под обозначением AVLB (англ. Armored Vehicle Launched Bridge). Мостоукладчик не имел башни и нёс 60-футовый мост, раскладывавшийся по схеме «ножницы» при помощи гидравлического механизма. Прототип AVLB был построен и в 1953 году успешно прошёл испытания, однако к тому времени M46 уже не рассматривался в качестве перспективного и работы по мостоукладчикам были перенесены на шасси M48.


Фотографии Средний танк M46 "Паттон"
Средний танк M46 Средний танк M46 Средний танк M46

Измерительное оборудование. Описания, характеристики продукции.
iztech.ru