Средние танки «Рено» D1 и D2

Средние танки «Рено» D1 и D2
Франция

D1_1.jpg

Танк "Рено" D1

Помимо легких танков, французские сухопутные войска располагали немногочисленными средними танками «Рено» D1 и D2.
В 1926 году командование французской армии разработало технические условия танка нового типа — так называемого среднего танка. Фирма «Рено» реализовала проект, опираясь на танк «Рено» NC1 (NC 27), который производился ранее только на экспорт.

После серии испытаний танк в 1931 году пошел в серийное производство. Машина имела клепаный корпус и двухместную литую башню. Первая серийная модель, получившая обозначение D1A, была вооружена 37-мм пушкой и 7,5-мм пулеметом, которые устанавливались в башне. В передней части корпуса располагался неподвижный пулемет, огонь из которого мог вести механик-водитель. При бронировании 10-30 мм боевая масса танка составила 12 т, максимальная скорость — 18 км/ч, а запас хода — только 80 км. В качестве силовой установки на танках первой серии использовался карбюраторный двигатель «Рено» мощностью 65 л. с. Было построено только 10 танков D1 А, после чего фирма приступила к производству серии модернизированных танков D1В с 6-цилиндровым четырехтактным рядным карбюраторным двигателем «Рено» мощностью 100 л. с. Танки D1В имели усиленное до 40 мм бронирование и более мощную 47-мм пушку. Максимальная скорость возросла до 20 км/ч, а боевая масса — до 12,8 т. Новые средние танки имели модифицированную ходовую часть танков «Рено» NC1 (NC 27), в состав которой входили 14 опорных катков малого диаметра, смонтированных на трех балансирах с гидропневматическими амортизаторами. Ходовая часть защищалась дополнительными броневыми экранами. В трансмиссии использовалась механическая шестискоростная коробка передач типа «Кливленд». Танки оснащались радиостанцией, антенна которой с помощью кронштейна крепилась на корме танка. На одном танке D1А (номер 1034) была установлена башня от танка «Рено» FT.

Средние танки D1А и D1В состояли на вооружении танковых частей, дислоцированных в Северной Африке. Всего построено 50 (по некоторым данным 100) танков D1 В.

       Тактико-технические характеристики D1 «Renault»

Боевая масса, т 12,8-14,22
Экипаж, чел. 3
Длина 5770
Ширина 2160
Высота 2390
Броня, мм 14-40
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 100

Модификация этой машины (танк D2) начал выпускаться в 1936 г. В отличие от предыдущей модификации он имел более мощный двигатель (150 л.с. вместо 100 л.с. на танке Д-1) и усиленное бронирование. Максимальная толщина брони была повышена до 40-мм. Соответствующим образом увеличился и вес: вместо 12 т. он стал весить 20 т. Скорость движения повысилась незначительно.
D2_2.jpg
Танки Д-1 и Д-2 выпускались до 1938 г. По состоянию на 10 мая 1940 г в войсках имелось 213 единиц этих двух типов.
Танки D2 поступили на вооружение 19-го батальона 4-й бронетанковой дивизии генерала де Голля, а также на укомплектование отдельных танковых рот - 345. 346 и 350-й. В составе этих подразделений D2 приняли участие в боях в мае - июне 1940 года. 24 мая 1940 года накануне сражения у Абвиля в состав 19-го танкового батальона входили восемнадцать D2. У этого города расположенного на реке Сомме, вблизи побережья Ла-Манша, немцы создавали плацдарм для дальнейшего наступления. Де Голль получил приказ ликвидировать укрепленный район Абвиля. Вечером 27 мая 4-я DCR имея 140 машин и шесть пехотных батальонов пошла в атаку. С наступлением ночи был взят первый рубеж обороны противника. Немцы отступили, бросив большое количество техники и снаряжения. Вместе со своими офицерами де Голль обедал в поспешно оставленном немцами замке Юпи. На столе вместо скатерти было расстелено германское знамя со свастикой. Но эта победоносная обстановка лишь подчеркивала трагизм ситуации, - был достигнут лишь мелкий успех местного значения, являвшийся случайностью на мрачном фоне разгрома Франции.
На рассвете 28 мая, в день когда де Голль был произведен в чин бригадного генерала, 4-я танковая дивизия возобновила наступление.
За три дня тяжелых боев она оттеснила противника на 14 км. От абвильскокого плацдарма у немцев осталась одна четверть его прежней площади. Но эта победа была куплена дорогой ценой - в строю 4-й DCR осталось только 34 исправных танка. Сколько боевых машин осталось к этому времени в строю 19-го танкового батальона неизвестно.

До наших дней не сохранился ни один экземпляр танка D2.

       Тактико-технические характеристики "Рено" D2< /h3 ins>
Боевая масса 20 т
Размеры
длина 5050 мм
ширина 2180 мм
высота 2660 мм
Экипаж 3 человека
Вооружение 1 х 41-мм пушка 2 х 7,5-мм пулемета
Боекомплект 108 снарядов 2500 патронов
Бронирование
лоб корпуса 40 мм
лоб башни 25 мм
Тип двигателя карбюраторный "Рено"
Максимальная мощность 150 л.с
Максимальная скорость 23 км/час
Запас хода 155 км

Детектор утечки газа - на сайте.
gsi.ru