Самоходная артиллерийская установка СУ-85А \ СУ-85Б

Самоходная артиллерийская установка СУ-85А \ СУ-85Б

СССР

Массовому производству СУ-76М на трех заводах способствовала простота их конструкции, дешевизна в производстве, благодаря в частности, использованию автомобильных агрегатов. СУ-76М весила 10,6 т и была вооружена 76,2-мм пушкой. Самоходки предназначались для непосредственного сопровождения пехоты в бою. Но отличной 76,2-мм пушке ЗИС-3 оказались не по «зубам» «Тигры», «Пантеры». Требовалось вооружить самоходку более мощной пушкой, но оставить самое главное достоинство СУ-76 - использование базы снятого с производства легкого танка Т-70 с его автомобильными агрегатами.
Su76_600psx.jpg

Фото Самоходная артиллерийская установка СУ-76

Самоходку оснастили пушкой Д-5С (после небольших изменений пушка получила индекс Д-5С-85). На испытаниях самоходки СУ-85А, начавшихся в марте 1944 г. и продолжавшихся до конца октября, выяснилось, что полученное орудие явно не приспособлено для установки на легкую САУ. При стрельбе обнаружилась чрезмерная реакция отдачи на шасси и сильное раскачивание корпуса, затруднявшее ведение огня по движущейся цели.
SU85A-002_0.jpg

Фото Самоходная артиллерийская установка СУ-85А

СУ-85А решили доработать путем оснащения самоходки орудием с меньшей отдачей. Соответствующее техническое задание было выдано ОКБ завода №92, а непосредственным проектированием орудия, позднее обозначенным как ЛБ-2, занимался конструкторский коллектив под руководством А.Савина. С целью упрощения конструкции большую часть узлов заимствовали от серийной пушки ЗИС-С-53, а также установили двухкамерный дульный тормоз. Новое орудие было представлено в январе 1945 г. и практически сразу его установили на САУ. Новый вариант самоходки (СУ-85Б) отличался повышенными бортами боевой рубки, толщина брони которых была увеличена на 2-7 мм.
SU-85B.jpg

Фото Самоходная артиллерийская установка СУ-85Б

Кроме того, на САУ был установлен форсированный двигатель ГАЗ-203Ф (ГАЗ-15Б), развивавший максимальную мощность 158 л.с. Теоретически это позволяло улучшить ходовые характеристики машины, но на практике оказалось, что масса СУ-85Б выросла до 12460 кг и на шоссе самоходка еле набирала 41 км\ч.
Испытания СУ-85Б проводились на Гороховецком полигоне до середины 1945 г. и при этом её характеристики были признаны, по больше части, соответствующими ТТЗ. Тем не менее, в связи с завершившимися боевыми действиями в Европе надобность в легкой САУ с орудием повышенной мощности отпала и СУ-85Б к серийному производству решили не принимать.