Пехотный танк Char G1

Пехотный танк Char G1

Франция

Char G1.jpg

Фото Пехотный танк Char G1

Пехотный танк Char G1 - экспериментальный французский пехотный танк довоенного периода и начала Второй Мировой войны, которым предполагалось заменить средние танки Char D2. Несколько прототипов были разработаны различными компаниями к 1936 году, но только один был полностью завершен к началу Французской кампании в 1940 г. Проект танка соединял в себе наиболее продвинутые французские разработки в области танкостроения того времени. По вооружению и мобильности танк G1 был сопоставим с советским Т-34 и американским M4 Шерман, но обладал несколькими новаторскими решениями, такие как система стабилизации орудия, система полуавтоматического заряжания и оптический дальномер.

Данный проект по заказу военных на конкурсной основе разрабатывали сразу семь предприятий: Baudet-Donon-Roussel, FCM, Fouga, Lorraine de Dietrich, Renault, SEAM и SOMUA.

Оценка проектов на 1 июня 1938 г.

G1P (SEAM)(также известный как Poniatowski G1P ), проектная масса 26 тонн, электрическая трансмиссия.
“Прототип, представленный в Венсенне в 1937, соответствовал программе 20-тонного танка, за исключением скорости: 14 км/ч вместо 40. Более того, концепция ходовой части неудачна: гусеницы без грунтозацепов, низкая проходимость.
В этой связи Понятовский решил установить более мощный двигатель Hispano-Suiza (280 л.с.) и модифицировать ходовую часть. Прототип вновь готов к испытаниям.
Распоряжение 12-го отдела № 5 174-1/12 от 24 мая дает инструкции по доставке танка в Венсенн после его оснащения:
- башней в Рюэле;
- аппаратурой беспроводной голосовой связи в форте Исси.”
На деле, шасси Понятовского так никогда и не получило своего вооружения - как башни АРХ4, так и 75-мм пушки в установке, аналогичной B1ter. Был смонтирован только массогабаритный макет башни в 2,5 тонн. В ходе проработки проекта с 1936 по 1939 высота корпуса была уменьшена с 1,72 до 1,64 м, однако установка башни с 75-мм пушкой была признана невозможной без полной переработки подбашенной коробки в сторону отказа от наклона брони.

G1L (Lorraine), проектная масса 36 тонн
“Компания Lorraine изготовила деревянный макет в натуральную величину. Она готова приступить к сборке прототипа, однако для этого следует срочно принять решение, какой башней его оснастить. Танк спроектирован под башню кругового вращения с 75-мм пушкой обр.1897 г. 20-тонный аванпроект Lorraine первоначально нес 230-сильный двигатель Hispano-Suiza. Чтобы парировать рост массы, проект G1L переделан под двигатель Panhard мощностью 450 л.с. от автомотрисы. С соотношением мощности к массе в примерно 15 л.с/т, данный проект имеет наилучшие показатели энерговооруженности. Однако, модификация привела к увеличению высоты двигательного отсека, что ограничило углы склонения пушки в данном секторе. Кроме того, Lorraine испытывает проблемы с 16-тонным корпусом, разработанным Корпе-Луве для 20-тонного танка, а не 30/35-тонного. В частности, ходовая часть, которая является прямым развитием ходовой транспортера снабжения, не рассчитана на подобные нагрузки, что приводит к неудачному распределению весов с повышенным давлением на грунт”.
Было предложено переработать ходовую часть, чтобы расстояние между двумя роликами не превышало трех звеньев гусеницы.

G1B (BDR), проектная масса 37,5 тонн, электрическая или гидромеханическая трансмиссия, дизель 350 л.с.
“Продолжаются переговоры. Выявлена потребность в дополнительном информировании до выдачи контракта и переделке аванпроекта в том, что касается:
- улучшения отдельных узлов;
- уменьшения массы, которая рискует превысить 35 тонн”.

G1F (Fouga), проектная масса около 35 тонн
В отношении данного проекта, данных по которому не найдено и по сей день, комментарии в точности такие же, как и для G1B.

G1R (Renault), проектная масса 32 тонны
“Еще в апреле 1938, комиссия высказала свое мнение по поводу габаритов G1R (его ширина равна 2,94 м). G1R должен иметь массу 26 тонн, однако такой выигрыш массы ему обеспечивают определенные конструктивные особенности, например, торсионная подвеска. Боекомплект ограничивается минимальными требованиями программы. Минимальное боевое отделение на 4-х человек. Однако, выигрыш в 1,2 тонны теряется при установке 75-мм пушки вместо 47-мм. В связи с этим, для G1R рекомендована масса в 30 тонн. Дейга полагает, что 10 мм на днище – слишком мало. Концепция G1R является развитием R35, за исключением двигательной установки. У танка нет предусмотренного ранее бокового люка 60х70 см. Бортовое бронирование двухслойное, с внешним листом в 50 мм и внутренним – в 10 мм. Это решение подвергалось критике”.

По ходу разработок постоянно вносились изменения в техническое задание заказчиком, что привело к выходу из конкурса конструкторских бюро. Дольше всех за реализацию своего проекта сражалась фирма SEAM со своим проектом G1P(Poniatowski G1P). Прототип среднего танка, созданный конструкторской бригадой под общим руководством инженера Понятовского, был предъявлен Commission de Vincennes спустя чуть больше года после издания первой спецификации. На полигон опытный образец был доставлен 3 декабря 1936 года, правда, в незаконченном виде.
Танк временно оснащался двигателем мощностью 120 л.с. Вместо башни устанавливалась куполообразная надстройка с наблюдательной башенкой в виде усеченного конуса, которая имела 6 стеклянных окон по бортам. Ходовая часть прототипа, включавшая по 6 сдвоенных катков на каждый борт, передние направляющие и задние ведущие колёса, была почти полностью закрыта фальшбортом, защищавшим катки и открытые элементы подвески. Полная длина танка составила 5,57 м. Корпус, который изначально был рассчитан на установку 75-мм пушки справа от места водителя, был сварным. Инженеры SEAM активно использовали наклонное расположение бронелистов, так что даже при 40-мм бронировании этот танк был бы трудной целью для орудий калибра 37-45 мм. Экипаж состоял из 4-х человек: водителя, командира, радиста и заряжающего.
Хотя фирма заявила, что масса прототипа находится в пределах 23 тонн, по оценкам специалистов из Atelier de Rueil после установки 280-сильного двигателя Hispano 6 можно будет смело говорить о 28 тоннах. Использование электрической трансмиссии также не дало особо большого эффекта. На ходовых испытаниях, проведенных в период с 3 по 10 декабря 1936 года, выяснилось, что его максимальная скорость при движении по шоссе составила всего 14 км\ч, а среднетехническая – около 10 км\ч. Произошло это по следующей причине – вес электрической трансмиссии составил 2,4 тонны (на 1,5 тонны тяжелее механической), что в совокупности с маломощным двигателем отрицательно сказалось на скоростных качествах танка. Военная комиссия предложила доработать прототип. Фирме предстоял немалый объём работ, в которые входили: удлинение корпуса, увеличение боевого отделения и оснащение его 95-мм противопожарной перегородкой, а также улучшение системы подвески.
В течении 1937-1938 гг. прототип G1P прошел серьёзную модернизацию. В сотрудничестве с фирмой ARL на него установили новые опорные катки и 280-сильный двигатель, параллельно доработав подвеску. В соответствии с требованиями от 24 мая 1938 года танк должен был оснащаться радиостанцией, 47-мм пушкой SA35 в башне типа АРХ4 и 75-мм пушкой в корпусе. После доработок ширина танка уменьшилась с 2,94 до 2,92 м, высота – с 2,76 до 2,73 м (при высоте корпуса 1,74 м).
Зимой 1939 года планируемый заказ на 250 танков всё ещё оставался в силе, так как другие фирмы не представили ни одного опытного образца. Однако SEAM, испытывавшая сильные финансовые затруднения, замедлила работы по доведению G1P до боевого состояния. Фактически, это произошло сразу после внесения требования об обязательной установке 75-мм пушки в башне с круговым вращением. После обращения за помощью к фирме ARL от Conseil Consultatif de l'Armement удалось, наконец, добиться заказа на поставку хотя бы одной башни для G1P, на который к этому времени предполагалось установить расширенную подбашенную коробку. Приказ о предоставлении ARL3 в распоряжение SEAM был подписан ещё 19 января 1939 г., но так и остался невыполненным. Окончательно процесс доработок встал 10 сентября 1939 г., хотя 22 декабря работы были снова возобновлены, в виду острой необходимости армии в современной технике. Окончательно проект G1B был остановлен в июне 1940 г., после капитуляции. Имевшийся тогда прототип был готов к новым испытаниям, но простаивал на заводе фирмы SEAM в ожидании башни.

       Тактико-технические характеристики Пехотный танк Char G1

Боевая масса, т 26 (Char G1P), 28 (Char G1R), 30 (Char G1B)
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Годы разработки 1936—1937
Годы производства 1937—1940
Количество выпущенных, шт. 1
Размеры
Длина корпуса, мм 5570
Ширина корпуса, мм 2940
Высота, мм 2760
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 60
Борт корпуса, мм/град. 60
Корма корпуса, мм/град. 60
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 40
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм гаубица SA32, 47-мм пушка SA35
Боекомплект пушки 100 выстрелов калибра 47-мм и 70 выстрелов калибра 75-мм
Прицелы телескопический прицел, перископический бинокуляр, эпископы
Пулемёты 7,5 мм MAC 1931
Подвижность
Тип двигателя 12-цилиндровый бензиновый Meadows
Мощность двигателя, л. с. 280-320 (разные модификации)
Скорость по шоссе, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 200-400 (проект)
Преодолеваемая стенка, м 0,8 (проект)
Преодолеваемый ров, м 2 (проект)
Преодолеваемый брод, м 1,2 (проект)

Фотографии Пехотный танк Char G1

Пехотный танк Char G1Пехотный танк Char G1Пехотный танк Char G1