Легкий танк Т-60

Легкий танк Т-60

СССР

T-60__0.jpg

Созданию танков этого класса (массой до 15 т) у нас в 30-е годы придавалось значительное внимание. Они предназначались для непосредственной поддержки пехоты и кавалерии, охраны штабов, сопровождения войск на марше, а также в качестве разведывательных и командирских машин. Считалось, что в случае войны действующие автозаводы смогут быстро наладить массовое производство легких танков. На них нередко применялись освоенные промышленностью автомобильные агрегаты, они требовали меньше дефицитного бронелиста, а трудоемкость их изготовления была гораздо ниже, чем средних и тем более тяжелых танков.

Незадолго до войны ленинградцы построили хороший 14,5-тонный Т-50 с 37-мм броней (толще, нежели у других легких танков), мощным дизелем, многоступенчатой трансмиссией и вооруженный 45-мм пушкой. Однако оригинальный и конструктивно сложный Т-50 требовал серьезной перестройки производства, а по трудоемкости почти не отличался от среднего Т-34. Поэтому в массовую серию он не пошел.

Тем временем танковый завод, главным конструктором которого был Н. А. Астров, продолжал работать над легкими танками-амфибиями, в которых применялись автомобильные двигатели, коробки передач, элементы трансмиссии. Правда, броня у таких машин была тонкой (13 мм), вооружение ограничивалось пулеметами, и все-таки созданный в 1939 году 5,5-тонный Т-40 считался неплохим разведывательным танком.

Однако опыт войны показал, что чисто пулеметные, слабо защищенные машины уже не нужны, хотя сами по себе легкие танки и необходимы фронту. Тогда москвичи в инициативном порядке всего за 2,5 недели разработали на базе Т-40 неплавающий 6,4-тонный Т-60 с 35-мм лобовой броней и автоматической 20-мм авиационной пушкой. Постановлением Государственного Комитета Обороны производство Т-60 с октября 1941 года развернули на пяти заводах (головной - Горьковский автомобильный), которые до тех пор танкостроением не занимались.
Танк был создан в результате глубокой модернизации танка Т-40, проведенной КБ под руководством Н. А. Астрова в условиях начавшейся Великой Отечественной Войны. По сравнению с Т-40 он имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение - 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета. На этом серийном танке впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых характеристик при упрощении конструкции танка, но при этом сужались боевые возможности - ликвидировалась плавучесть. Как и у танка Т-40, в ходовой части Т-60 использованы четыре обрезиненных опорных катка на борт, три поддерживающих катка, расположенное спереди ведущее колесо и заднее направляющее колесо. Подвеска индивидуальная торсионная.

Несмотря на значительное увеличение веса броневой защиты скоростные характеристики и проходимость танка по сравнению с Т-40 почти не изменились. Он развивал скорость до 45 км/ч, преодолевал подъем до 29 градусов, ров шириной 1.7 м и стенку высотой до 0.65 м.

Танк был вооружен автоматической 20-мм пушкой ТНШ-20 и 7.62-мм танковым пулеметом ДТ с большим запасом боеприпасов. Для управления огнем на танке устанавливался телескопический прицел ТМФП-1.

Однако в условиях нехватки танков главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно на четырех заводах. Всего за короткий срок было выпущено 6045 танков Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной Войны.

На базе танка Т-60 была создана и выпускалась серийно реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82 мм.

Одним из наиболее интересных проектов, созданных на базе танка Т-60, является планер "КТ" (крылья танка) конструкторского бюро О. К. Антонова. Проект был разработан в конце 1941 года, его идея заключалась в том, что для переброски танка по воздуху в ходе воздушно-десантной операции на танке крепилась коробка крыльев с хвостовым оперением и системой управления планером в полете. Испытания планера были проведены осенью 1942 года. Аэропоезд в составе самолета-буксировщика ТБ-3 (командир П. А. Еремеев) и планера "КТ" (пилот С. Н. Анохин) успешно поднялся в воздух, однако из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъема аэропоезда оказалась недостаточной. Самолет едва достиг высоты 40 м.

Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0.5 м/с. Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер. Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Не будучи предупрежденным о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Летно-Испытательного Института (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в поселок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ.

Испытания показали, что для подъема планера на требуемую высоту необходим более мощный самолет. Таким самолетом мог быть только стратегический бомбардировщик Пе-8, который в годы войны использовался для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина. Таких самолетов было построено только около 80 единиц, так что рассчитывать на их использование в качестве буксировщика планера "КТ" было нереально. Поэтому дальнейшие работы по проекту были прекращены.

       Тактико-технические характеристики Т-60

Боевая масса, т 5.8 - 6.4
Экипаж, чел 2
Бронирование, мм
лоб 35
башня 25
Вооружение
пушка 20-мм танковая пушка ТНШ (ШВАК-20)
пулемет 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект
пушка, снарядов 780
пулемет, патронов 945
Двигатель карбюраторный "ГАЗ-22"
Мощность, л.с. 70
Скорость максимальная, км/ч 45
Запас хода, км
по шоссе 450
Габариты, мм 4100x2392x1750

Т-60 сыграли немаловажную роль в зимней кампании 1941/42 года. Подвижность и маневренность порой защищали его от артогня врага, а скорострельная пушка с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда представляла серьезную опасность для легких танков и бронетранспортеров противника. Не страшна была Т-60 и суровая зима, их двигатели впервые были оснащены предпусковым обогревателем. До конца 1941 года фронт получил более полутора тысяч Т-60, что было очень важно, поскольку производство знаменитых тридцатьчетверок только налаживалось. А создатель шестидесятки, Н. А. Астров, вскоре был удостоен Государственной премии СССР.

И все же защита и вооружение Т-60 были недостаточны. Поэтому горьковские автостроители во главе с Н. А. Астровым (он стал заместителем главного конструктора этого завода), опять же в инициативном порядке, приступили к работе над более совершенным танком Т-70. Конструкторы бронекорпуса Ю. Н. Сорочкин, А. Н. Кириллов и Л. И. Белкин предложили защитить лобовую часть новой машины броней такой же толщины, как на Т-34. Основное оружие Т-70 - 45-мм пушка должна была размещаться (впервые на легких танках) в литой башне (конструктор В. А. Дедков). Больше всего забот конструкторам доставила силовая установка. Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 70 л. с., применявшийся на Т-60, для новой машины оказался недостаточно мощным. Тогда Н. А. Астров предложил установить на Т-70 два таких мотора, разместив их последовательно, в линию, но при первых же испытаниях "спарки", через 6- 10 ч, стали ломаться коленчатые валы второго двигателя, и только благодаря самоотверженным усилиям конструкторов А. А. Липгарта, А. М. Кригера, Н. Г. Мозохина, Г. В. Эварта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 ч.

    
Фотографии Легкий танк Т-60