Легкий танк R35

Легкий танк R35

Франция

Легкий танк R35_01.jpg

Фото Легкий танк R35

Французский пехотный танк 1930-х годов - легкий танк сопровождения R35 (фр. Char léger d'accompagnement R35) разработан в 1934—1935 годах для замены устаревшего FT-17 в роли танка сопровождения пехоты. За время серийного выпуска в 1935—1940 годах выпущено 1630 единиц, что сделало его наиболее массовым французским танком межвоенного периода. Активно поставлялся Францией другим странам, из выпущенных танков, 560 предназначались на экспорт. С началом Второй мировой войны R35 активно использовался Францией в боевых действиях в 1940 году, а после её капитуляции — войсками вишистов в боевых действиях против Союзников в Северной Африке. Большая же часть французских R35, около 800 танков, была захвачена вермахтом и использовалась им под обозначением Panzerkampfwagen 35R 731 (f) вплоть до 1944 года, немалое количество танков этого типа было передано и союзникам Германии.

Проект представлял собой, по сути, всё тот же модернизированный FT-17, отличия были в основном в усиленном бронировании, увеличенном до 40 мм после испытаний 25-мм противотанковой пушки в июне 1934 года. По своей концепции танк соответствовал тактическим требованиям Первой мировой войны: подавление огневых точек и поражение живой силы противника при бою в одном строю с пехотой, противотанковым возможностям значительного внимания не уделялось. Ограниченное финансирование армии в тот период обусловило требования к максимальному удешевлению и снижению ресурсоемкости производства танка.
Предварительные проекты были представлены четырнадцатью фирмами, из которых к 1934 году были отобраны семь. Из них, постройка прототипа была заказана лишь четырём — «Делано-Бельвиль», FCM, «Батиньоль-Шатийон» и «Рено». Ещё три прототипа тем временем были построены фирмой «Гочкис». После испытаний, машины «Делано-Бельвиль» и «Батиньоль-Шатийон» были отвергнуты и в дальнейшем в производство пошли только проекты «Рено», «Гочкис» и FCM. Прототип фирмы «Рено» был представлен государственной комиссии на испытания 20 декабря 1934 года. Хотя в их результате и выявились такие недостатки нового танка, как невысокая проходимость и значительное превышение веса над проектным, тем не менее к 1935 году с условием устранения мелких недостатков, выявленных в ходе испытаний, он был принят на вооружение под обозначением «Лёгкий танк „Рено“ образца 1935 года» (фр. Char léger modèle 1935 R) или просто R35.

Первый заказ на 300 экземпляров R35 для Французской Армии был выдан «Рено» 29 апреля 1935 года, а ряд последующих довёл общую цифру заказанных машин к 1939 году до 1800 единиц. Ещё 500 были заказаны уже после начала войны. Ещё 550 машин составили экспортные заказы. В реальности же, к сентябрю 1939 года Французской Армии было поставлено 1070 R35, общее же число машин всех модификаций, выпущенных до капитуляции Франции в июне 1940 года, оценивается приблизительно в 1400 единиц, из которых около 1300 поступили на вооружение Франции.

Модификации

R35 — базовая модификация, выпущено 1237 единиц.
Легкий танк R35

Фото Легкий танк R35 в Армии Югославии

R39 — вариант с новой длинноствольной пушкой SA38 со значительно лучшими противотанковыми качествами, выпущено 273 единицы.
Легкий танк R39

Фото Легкий танк R39

R40 — вариант с новой ходовой частью из 6 опорных катков малого диаметра на борт с подвеской на вертикальных пружинах, выпущено 120 единиц.
Легкий танк R40

Фото Легкий танк R40

4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm — германская противотанковая САУ, созданная на базе захваченных R35, вооружённая 47-мм чехословацкой противотанковой пушкой. Переоборудовано 174 танка в 1941—1942 годах.
4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm

Фото немецкого4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm на базе трофейного Легкий танк R35

       Тактико-технические характеристики Легкий танк R 35

Боевая масса, т 10,6
Компоновочная схема моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
Экипаж, чел. 2
Годы производства 1935—1940
Годы эксплуатации 1935 — конец 1940-х
Количество выпущенных, шт. 1630
Размеры
Длина корпуса, мм 4200
Ширина корпуса, мм 1850
Высота, мм 2376
Клиренс, мм 320
Бронирование
Тип брони стальная литая гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 40 / 23°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 40
Лоб корпуса (низ), мм/град. 40 / 0…90°
Борт корпуса, мм/град. 40 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 32 / 24°
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 25
Лоб башни, мм/град. 40 / 28°
Борт башни, мм/град. 40 / 28°
Корма башни, мм/град. 40 / 28°
Крыша башни, мм 25
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм SA18 L/21
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 21
Боекомплект пушки 116
Углы ВН, град. −11…+19
Прицелы телескопический
Пулемёты 1 × 7,5-мм «Рейбель»
Подвижность
Тип двигателя рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 82
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 140
Удельная мощность, л. с./т 7,7
Тип подвески сблокированная попарно и индивидуальная, на горизонтальных резиновых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,92
Преодолеваемый подъём, град. 20
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Преодолеваемый ров, м 1,6
Преодолеваемый брод, м 0,6