Легкий танк M24 «Генерал Чаффи»

Легкий танк M24 «Генерал Чаффи»

США

5_1.jpg
Фото Легкий танк M24 «Генерал Чаффи»

M24 — лёгкий танк США времён Второй мировой войны. Широко известен также под его британским названием «Чаффи» (англ. Chaffee) или, реже, «Генерал Чаффи» (англ. General Chaffee), данным ему в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США. Создан в 1943—1944 годах, серийное производство было начато в апреле 1944 года и продолжалось до августа 1945 года, всего был выпущен 4731 танк этого типа. M24 принимал участие во Второй мировой войне, хотя из-за сравнительно позднего появления использовался войсками в ограниченных количествах. После окончания войны M24 оставался на вооружении США до начала 1950-х годов и активно использовался в Корейской войне.
Около 4400 M24 было поставлено союзникам США и нейтральным странам, танк использовался ими в Индокитайской, Алжирской, Вьетнамской и Третьей индо-пакистанской войнах. Модернизируясь в ряде использовавших его стран, M24 оставался на вооружении ряда государств на протяжении нескольких десятилетий, прежде чем был заменён более современными типами танков.

На момент вступления США во Вторую мировую войну наиболее современным типом лёгкого танка, стоявшим на вооружении армии США, являлся лишь недавно запущенный в производство M3/M5. Однако уже первые итоги боевого применения M3 в Северной Африке в конце 1941 — начале 1942 года показали, что его 37-мм пушка явно устарела и уже не являлась адекватным оружием. Опыт Тунисской кампании показал, что для сколько-нибудь успешной борьбы со средними танками противника или противотанковыми пушками, лёгкий танк должен быть вооружён сравнимым орудием. В качестве возможных вариантов рассматривались 57-мм пушка M1 или 75-мм пушка M3, стоявшая на средних танках M3 и M4. В конце 1942 года были проведены эксперименты по установке 75-мм пушки M3 на САУM8 , использовавшую шасси M5, с целью определить принципиальную возможность использования столь мощного орудия лёгким танком. Испытания прошли успешно, но в башне M5 места для установки более мощного орудия не было, как и не было возможности установить на танк существенно бо́льшую башню. Вдобавок, сам M5, являвшийся результатом постепенной модернизации конструкции середины 1930-х, к 1942 году явно устарел. Требовалось создание полностью нового танкового шасси.
Первая попытка создать замену M3 / M5 закончилась провалом. Опытный танк T7, создававшийся как лёгкий, ещё на стадии проектирования вышел за 20-тонный лимит массы, установленный армией США для лёгких танков. Это повлекло его переклассификацию в средний, после чего его броня и масса были ещё более увеличены. В итоге, появившаяся к осени 1942 года машина, классифицированная как средний танк M7 , не имела решающих преимуществ перед уже находившимся в производстве M4 "Шерман" и серийно так и не выпускалась. В результате всего этого, бронетанковые подразделения США, как и Великобритании, нового лёгкого танка так и не получили, и практически до самого 1945 года были вынуждены использовать уже совершенно не отвечавшие условиям боя M3 / M5.

В марте 1943 года были сформулированы требования к новому лёгкому танку, получившему проектное обозначение T24. Он должен был использовать ту же двигательную установку, что и M5, быть вооружённым 75-мм пушкой и при этом иметь вес не более 20 тонн. 29 апреля 1943 года программа его разработки получила официальное одобрение. Заказ на создание танка был выдан подразделению «Крайслер» фирмы «Дженерал Моторс». Ограничение по массе сильно осложнило установку на T24 сравнительно тяжёлой пушки M3. Было решено установить на танк только что разработанную облегчённую 75-мм пушку T13E1, впоследствии получившую обозначение M6, изначально предназначенную для установки на штурмовой вариант самолёта B-25.
2 сентября 1943 года T24 был принят на вооружение, и был выдан заказ на производство первой серии из 1000 машин, вместо такого же количества уже запланированных к выпуску M5. Первый прототип новой машины был закончен 15 октября того же года и поступил на испытания на Абердинский полигон. После устранения выявленных во время испытаний многочисленных проблем, серийное производство T24 было начато в апреле 1944 года на заводах подразделения «Кадиллак» фирмы «Дженерал Моторс». В июле к производству танка подключилась также заводы компании «Мэсси Харрис». Приказом от 22 июня того же года T24 был стандартизирован как лёгкий танк M24 (англ. light tank M24), одновременно устаревшие танки M5 были переведены в категорию «ограниченно стандартных». Для поставок по программе ленд-лиза танк, в соответствии со сложившейся практикой, получил имя собственное — «Чаффи» (англ. Chaffee), в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США. Производство M24 продолжалось на обоих предприятиях «Мэсси Харрис» и «Дженерал Моторс», вплоть до июня и июля 1945 года, соответственно, и было свёрнуто в связи с близившимся окончанием Второй мировой войны. Всего был выпущен 4731 танк этого типа.

       Тактико-технические характеристики Легкий танк M24 «Генерал Чаффи»

Классификация лёгкий танк
Боевая масса, т 18,3
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4—5
Годы производства 1944—1945
Количество выпущенных, шт. 4731
Размеры
Длина корпуса, мм 5029
Длина с пушкой вперёд, мм 5563
Ширина корпуса, мм 2997
Высота, мм 2769
Клиренс, мм 460
Бронирование
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 25 / 45°
Борт корпуса, мм/град. 19—25 / 12°
Корма корпуса (верх), мм/град. 19 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 19 / 42°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13 / 77—90°
Лоб башни, мм/град. 38 / 0—60°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0—60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20—25°
Корма башни, мм/град. 25 / 0°
Крыша башни, мм 13 / 68—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки
75-мм M6
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 37,5
Боекомплект пушки 48
Углы ВН, град. −10…+15°
Прицелы M71G, M4A1, M38A2
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4
Подвижность
Тип двигателя спаренные V-образные 8-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 110
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 160
Удельная мощность, л. с./т 10,9
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 1,0



Фотографии Легкий танк M24 «Генерал Чаффи»