История первых танков Франции

История развития танков Франции.
1_1.jpg

Во Франции строить танки предложил полковник, а впоследствии и генерал Джин Батист Этьен, 1 декабря 1915 г. обратившийся с письмом к главнокомандующему французской армии генералу Ж. Жоффру, в котором шла речь о возможности создания "сухопутного броненосца". Уже 12 декабря его приняли в штаб-квартире французской армии, а Ж. Жоффр, который был давним личным другом Этьена, обещал оказать ему всяческое содействие.

Сначала заказ на новую машину был выдан Луи Рено, но тот отказался, ссылаясь на недостаток опыта. Тогда Этьен обратился в фирму "Шнейдер-Крезо", где уже пытались бронировать тракторы "Холт", и вместе с ее главным конструктором Ю. Бриллье они разработали проект первого французского танка - официально "Штурмового артиллерийского трактора" - буквально за 6 дней. Первый танк был готов уже 8 сентября 1916 г., но вот выполнение всего заказа на 400 танков было затянуто, поэтому мечта Этьена о том, чтобы именно французы осуществили первую в мире танковую атаку, так и не сбылась.
2_1.jpg
Французский танк "Шнейдер" CA-I, 1916 г.

Однако во Франции нашлись люди, сумевшие получить такой же заказ и для фирмы FAMH в городе Сен-Шамон, и так как здесь конструкцию разрабатывали свои собственные инженеры, вышло так, что французы получили сразу два танка, имевших практически одинаковую ходовую часть трактора Холта. Это были удивительно несуразные машины. Ускорив темп их создания, французы превзошли в поспешности британцев, затратив и на полгода меньше времени от момента выдачи заводам заказа до момента завершения. В спешке брали первые лежащие на поверхности решения. Будучи информированы о работах за Ла-маншем, они игнорировали опыт англичан, отвергавших тракторную разработку, и выполнили разработки на основе трактора, совершенно неприемлемого для преодоления "лунного ландшафта" передовых позиций. Правда, защищенность гусеничных цепей на французских танках была выше, чем у британских.

Кроме того, если английские машины воспринимали все неровности пути прямо на корпус, то французские имели подвеску с пружинным подрессориванием, что позволило и несколько поднять скорость, и повысить комфортность условий работы экипажа. На этом список достоинств французских моделей заканчивается. На ущербную ходовую часть взгромоздили примитивную коробку бронекорпуса, изрядно выходящую за продольный габарит гусениц. В этом отношении наиболее удачным оказался танк "Сен-Шамон", у которого вывешенная далеко вперед, подобно свиному рылу, лобовина танка была готова застрять на любом вертикальном препятствии, что в боевой обстановке обычно и происходило.
3_1.jpg

Французский танк "Сен-Шамон", 1916 г.
По сути дела и танк "Шнейдер" СА-1 (СА - "штурмовая машина"), и танк "Сен-Шамон" главного конструктора фирмы Рено полковника Римальо представляли собой бронированные блокгаузы на гусеничном ходу, но у машины "Сен-Шамон" корпус был вдвое длиннее, чем у "Шнейдера".
4_0.jpgтанк "Шнейдер" CA

При длине корпуса 7,91 м танк первой мировой войны "Сен-Шамон" редко переходил ров шире 1,8 м. "Шнейдер" отличался наличием стального хвоста сзади и наклонной балкой-контрфорсом спереди, которые способствовали преодолению окопов.
Цепь ошибок продолжили при размещении вооружения. На "Сен-Шамоне" орудие установили за лобовым листом, так что стрельба из него могла производиться в узком секторе прямо по курсу, а перенос огня должен был сопровождаться поворотом всего танка. Первоначально (165 машин) использовалась пушка специального типа, в дальнейшем 75-мм полевое орудие образца 1897 г. Что касается "Шнейдера", то здесь орудие - основное средство огневого боя как нечто второстепенное смонтировали у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делалось на кораблях. Угол обстрела - всего 20°. В итоге все цели слева находились в мертвой зоне. Их невозможно было подавить, не подставив под обстрел правый борт машины. А это было небезопасно, так как бензиновые баки на "Шнейдере" как раз и размещались по бортам и достаточно было всего одной бронебойной пули, попавшей в бак с горючим, чтобы уничтожить весь танк с экипажем. Хорошо хоть, что два пулемета с воздушным охлаждением располагались по бортам в шаровых установках, имевших большие зоны обстрела.
На танке "Шнейдер" применялся обычный бензиновый мотор, хотя и специальной разработки, и механическая коробка передач с 3 скоростями вперед и одной назад при скорости движения около 6 км/ч.
У "Сен-Шамона" двигательная установка была комбинированной и состояла из одного бензинового двигателя "Панар", который вращал электрогенератор, питавший током сразу два электромотора, работавших каждый на свою гусеницу. Благодаря этому танк имел бесступенчатое регулировании скорости хода и поворотов гусениц, что бесспорно облегчало его управление, но в целом такой привод оказался и более сложным по сравнению с механическим и куда более дорогим. Хотя машина могла развивать скорость до 12 км/ч, на практике быстрее 8,5 км/ч ездить не рекомендовалось, чтобы не поломать двигатель.

Первоначально танк имел эллиптические командирскую и водительскую башенки на корпусе спереди, но потом их заменили на одну прямоугольную для командира танка. Несколько раз пришлось увеличивать ширину гусениц, а под конец отказаться и от их бронировки, так как на проектной модели она спускалась до самой земли и ухудшала и без того незначительную проходимость этой тяжелой машины, имевшей вес 24 т против проектных 18.

17-мм броня танков "Сен-Шамон", удвоенной толщины по сравнению с первоначальным проектом, выдерживала удары германских бронебойных пуль марки "К", а вот на "Шнейдерах" уже после того, как они побывали в бою первой мировой войны в апреле 1917 г., пришлось дополнительно ставить броневые листы толщиной 5,5-мм. При всех присущих им недостатках, французы свои танки рассматривали как отборный род войск, "внушавший доверие уже одним своим видом". Тем не менее отсутствие какого-либо опыта их применения вызвало среди первых французских танков очень большие потери, что, впрочем, никак не сказалось на их производстве, в особенности после того как проект своего легкого танка предложил Луи Рено.

Танки "Шнейдер" постепенно вывели из боевых частей и стали переделывать в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов. К моменту перемирия с Германией их оставалось всего 97. Правда, на этом их история не закончилась, и им еще довелось повоевать в Африке против восставшего народа и даже участвовать в боях гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг.

Что же касается танков "Сен-Шамон", то из-за большого запаса снарядов и неплохой скорости они весьма интенсивно использовались в течение всего последнего года первой мировой войны в качестве самоходных артиллерийских установок и, сопровождая в бою легкие танки, поддерживали их огнем. В строю на момент окончания войны их имелось 72, из которых 50 машин были переделаны в транспортеры. На этом история французских танков-тракторов завершилась без какого-нибудь ее продолжения. Всего же по количеству выпущенных танков (4330 шт.) французы превзошли англичан. Однако львиную долю этого количества составили другие машины, а именно совершенно оригинальные легкие танки "Рено", определившие характер послевоенного танкостроения во Франции по всем показателям, да и для всех других стран ставшие эталоном.