«Штурмтигр»

«Штурмтигр»
Германия

shturm_9.jpg

“Штурмтигр” - один из наиболее малоизвестных и оригинальных образцов германской бронетанковой техники периода 2 мировой войны. Поэтому неудивительно, что при его описании в военно-исторической литературе весьма часто возникают неточности и ошибки. Например, в июле нынешнего года в московских книжных магазинах появилась в продаже энциклопедия “Танки второй мировой войны”, в которой можно прочитать, что самоходная установка “Штурмтигр” “была вооружена заряжаемой с дула 380-мм мортирой, стреляющей снарядами весом 345 кг”. Иначе говоря, в этом описании “Штурмтигр” похож на некий грандиозный самодвижущийся миномет. Но чаще всего его представляют читающей публике просто как самоходную мортиру*.

* Мортира - артиллерийское орудие крупного калибра с коротким стволом для ведения навесной стрельбы. Предназначалось главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений. Стрельба велась при углах возвышения ствола 50-75 градусов.

Итак, что же собой представлял “Штурмтигр”, какова история его создания и боевого применения?

5 августа 1943 года перед фирмой “Хеншель” (“Henschel”) была поставлена задача создать мощную самоходную установку на базе тяжелого танка Pz. YI E (“Тигр 1”) для уничтожения фортификационных сооружений и обстрела скоплений войск противника. 20 октября 1943 года прототип “Штурмтигра” на полигоне в Арисе (Ожиш) был показан Адольфу Гитлеру, который был удовлетворен увиденным и отдал распоряжение о доводке машины и последующем ее производстве. Производство (точнее - переделка из серийных “Тигров”) началось в августе 1944 года на фирме “Алкетт” (“Alkett“). До марта 1945 года удалось собрать 18 “Штурмтигров”, из которых 13 были переданы в действующую армию.

Впервые “Штурмтигр” (опытный образец) участвовал в боевых действиях в августе 1944 года - при подавлении Варшавского восстания. 12 августа “Штурмтигр” 75-тонным паровым подъемным краном, специально привезенным из Радома, был выгружен с железнодорожной платформы на станции в Прушкуве. В течение следующего дня он своим ходом добрался до польской столицы. Для обстрела Варшавы использовался экземпляр, рубка которого была изготовлена из простой стали. Этот первый эпизод из боевой биографии “Штурмтигра” был снят немецкими кинохроникерами и дошел до наших дней. Масштаб разрушений, вызываемых этой чудовищной машиной уничтожения, производил сильное впечатление на зрителей в кинотеатрах Третьего рейха, укрепляя их веру в победу. Из серийных “Штуртигров” были сформированы две роты (1000 и 1001-я), применявшиеся в боевых действиях вплоть до конца войны, главным образом на Западном фронте.
Немногое известно об их организации, вероятнее всего они состояли из двух боевых взводов, части прикрытия, вооруженной танками Т-1У, а также службы технического обеспечения и разведки.

1000-я рота была сформирована в сентябре 1944 года, а 21 сентября получила четыре “Штурмтигра”. В декабре 1944 года рота была направлена на Западный фронт, где в боевых действиях участвовал только один “Штурмтигр”, а три других так и не добрались до места назначения из-за технических неполадок.

В ноябре 1944 года 1001-я рота сражалась в Эйфелевых горах, а в январе 1945 года - в районе Дюрен-Ойскирхен-Бонна. Машины хорошо себя показали в качестве средства разрушения долговременных огневых точек. Прицельный выстрел “Штурмтигра” полностью уничтожил большой бункер на линии Зигфрида, занятый союзниками. Взрыв другой ракеты среди большой группы танков союзников полностью уничтожил три “Шермана” и пять повредил. Англо-американцы подавляли позиции “Штурмтигров” с помощью дальнобойной артиллерии и авиации. В марте 1945 года на большом пароме три “Штурмтигра” были переправлены за Рейн, а позднее их уничтожили в Рурском бассейне.

Техническое описание серийной модификации:
Шасси, двигатель и трансмиссия были заимствованы у Pz YI E. Сохранив почти все от базовой машины, “Штурмтигр” получил вместо башни неподвижную рубку из броневых листов разной толщины и наклона: 150 мм (45 градусов) в лобовой части и 80 мм (30 градусов) по бортам. Корма прикрывалась также 80-мм броней. В смещенной вправо от осевой линии амбразуре размещалась 380-мм мортира, а по сути ракетная пусковая установка (!!!). Это был 380-мм реактивный корабельный противолодочный бомбомет (Raketenwerfer 61 L/5,4), выпускавший ракетные снаряды на расстояние 5,5 км (по другим данным на расстояние 4,6 км). Мортира имела угол возвышения до 85 градусов (!!!). К цели “Штурмтигр” приближался с мортирой именно в таком положении, чтобы случайные снаряды противника или осколки не попали в огромное жерло и не повредили ракету или затвор. Боекомплект составлял 14 ракет, размещенных на стеллажах по обе стороны пусковой установки. Справа от последней располагался курсовой пулемет MG-34 (7,92 мм). В крыше рубки имелся прямоугольный люк для погрузки боеприпасов. Для погрузки фугасных и кумулятивных реактивных снарядов массой соответственно 351 и 345 кг был предназначен кран, смонтированный на кормовой стенке рубки.

       НЕКОТОРЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса 66 тонн.
Экипаж 5 человек.
Габаритные размеры: длина - 6 метров 28 см,
ширина - 3 метра 70,5 см,
высота - 2 метра 85 см,
клиренс - 48,5 см.
Вооружение заряжаемой с дула 380-мм мортира
Боекомплект 14 ракет, 1500 патронов.
Приборы прицеливания оптический прицел Pak ZF.
Тип двигателя 12-цилиндровый, карбюраторный “Майбах” (“Maybach”) типа HL230P45, жидкостного охлаждения.
Максимальная мощность 700 л.с.
Максимальная скорость 40 км в час.
Запас хода 120 км.
Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 36 градусов,
ширина рва - 2,3 м.,
высота стенки - 79 см.,
глубина брода - 1,2 м.
Средства связи FuG 5.

Газовыми баллонами пуляет=)))

Газовыми баллонами пуляет=)))